Кировоградский вестник

Добавить в избранное     Сделать стартовой   
О сайте    | Размещение рекламы    | Контактная информация

Инклюзивное образование в Украине уже доказало свою состоятельность

1 июня - День защиты детей. Его отмечают по всей стране. Но мало кто задумывается о том, от чего именно следует защищать наших детей и какие права они имеют. В действительности их не так уж много. Одно из них касается образования. Как оно реализуется на практике? Об этом - интервью с координатором проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» Юлией Найди - Много лет назад, - начала разговор Юлия Найда, - мы проводили исследование относительно того, насколько наша общественность воспринимает людей с особыми потребностями. И большинство утверждала - да, это очень позитивно, когда ребенок с особыми потребностями пойдет учиться в обычный садик, школу или в вуз. Да, это очень положительно, когда мы проводим мероприятия инклюзивного характера и мы за то, чтобы сегодня общество открыло двери для людей с инвалидностью. А когда мы задали вопрос педагогам, готовы ли они к тому, что завтра в их группы или класса придет учиться такой ребенок, то количество утвердительных ответов очень и очень уменьшалась. Но за последние десять лет наше общество изменилось. Сегодня мы не только говорим - «да, мы согласны». Мы сегодня делаем конкретные дела, мы имеем большую сознание, мы говорим - «да, я знаю, я умею, я смогу» Образование - это то, вокруг чего разворачивается проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине». Деятельность проекта направляется на разработку и развитие образовательной модели, которая обеспечит совместное обучение детей, какими бы разными они ни были. Понятно, что само образование не преодолеет всех барьеров на этом пути. Поэтому проектом предусмотрена тесное сотрудничество образовательной системы с гражданским обществом. Для этого мы работаем с общественными организациями, политическими деятелями, государственными служащими, рядовыми гражданами, с соседями той ребенка, которая привлекается к общеобразовательной школы. Мы формируем сознание общества в эти першочервневи дни будут много говорить о детях и их права. Наш проект приближает реализацию права ребенка с особыми потребностями / инвалидностью учиться вместе со своими сверстниками по месту жительства, получая при этом всю необходимую специальную поддержку. Сейчас такую возможность в нашей стране имеют не все дети. Большинство детей с особыми потребностями / инвалидностью учатся в специальных заведениях, садах или школах. В них работают высококвалифицированные специалисты - педагоги, воспитатели, медики и другие. Следует признать - упомянутая система предоставляет образовательные услуги высокого качества. Но ... Специальная система (и в этом состоит ее недостаток) в большинстве случаев отвлекает детей от семей. Зачастую дети с особыми потребностями лишаются родительского внимания в неделю - домой они приезжают только на выходные. Но. Мы все мечтаем, что наши дети будут здоровыми и счастливыми. Но иногда складывается таким образом, что в этот мир приходят люди, которые отличаются от других. Все родители около принимают проблемы детей, особенно родители детей с особыми потребностями / инвалидностью. Поэтому со всей душой приняли этот проект, пришли к нему работать хотя бы для того, чтобы преодолеть существующие барьеры в сознании нашего общества. В Украине сложилась такая традиция, что все системные изменения происходят благодаря следующим проектам. Они предлагают новое мировоззрение, новые подходы к решению сложных и болезненных вопросов. В рамках действующего проекта мы стремимся к тому, чтобы отношение к инвалидности, к особым потребностям в Украине изменилось. Людмила ВИШНЯК, директор учебно-воспитательного комплекса «Школа-лицей» № 3, г. Симферополь: - В проекте участвуют две общеобразовательные школы - львовская 95-я и наш учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей № 3 имени Макаренко» из Симферополя. Наше учреждение - одна из крупнейших школ на юге Украины: у нас учится 1970 детей. Мы начали с того, обследовавшие их. И оказалось, что 58 детей являются детьми, которые требуют специальных изменений для развития и обучения. Есть и дети статус инвалидов - 19 человек. А есть и такие, которые имеют от одного до тринадцати заболеваний. Мы посмотрели - а готовы работать за других, новых условиях? Нет, не готовы. А готовы наши родители воспринимать новые подходы? Не готовы. И мы начали с того, что подготовили значительный по объему проекте преобразования нашей школы в инклюзивных учебное заведение. Сложность заключалась в том, что все проблемы нам пришлось решать одновременно. Инклюзивное школа - это безбарr42; ерна школа. Оборудованная соответствии с потребностями детей с особыми потребностями пандусами, лифтами, с измененной архитектурой внутренних помещений, начиная с дверей и туалетных комнат. Если в классе две-три ребенка имеют проблемы зрения, то это другое краска для стен. Если есть дети, имеющие проблемы слуха, это другая обивка комнаты. Если у ребенка корсет и она ходит в школу (а у нас есть дети, имеющие тяжелую форму сколиоза), это другая мебель. Сегодняшний архитектурный состояние школы делает невозможным доступ к ней детей на колясках. Одновременно необходимо обучать учителей. Все ли они восприняли новую идею? Нет, не все. Если поначалу я выступала на педсоветах и меня не видели и не слышали, то сегодня вопросами внедрения инклюзивных подходов занимается почти весь коллектив, в том числе и технические работники. У нас больше и больше сторонников. Инклюзия - это территория добра. Инклюзивное школа - это территория защищенности ребенка. Я убеждена, что за инклюзивного образования будущее. Большинство школ станут таковыми. Дети будут ориентироваться друг на друга, получая уроки нравственности, добра и мужества. Ярослав Грибальский, председатель Львовского областного отделения Украинского фонда «Реабилитация инвалидов», координатор проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» во Львовском регионе: - Хотя о программе «Безбарьерная Украина» знает каждый, но от этого наша страна не стала безбарьерной. Мы бы не хотели, чтобы исполнение соответствующего приказа Министерства образования и науки снова свелось к металлических конструкций на лестнице школ или в других примитивных вещей. Поэтому обращаюсь к директорам школ, учителей, к завхозов, которые хотят или имеют необходимость принять на обучение детей с особыми потребностями, - наступает период летних каникул и, соответственно, ремонтных работ. Заглядывайте в действующие нормативные документы, просчитывают, что нужно сделать, и тогда со всем будет легче справиться. Меня часто раздражает, когда говорят - нет денег. А когда спрашиваешь, сколько вам нужно средств для того, чтобы что-то сделать, отвечают - сколько дадите. А лучше - дайте много денег. Это нельзя считать нормальным подходом. Мы точно знать, что хотим сделать, и иметь соответствующий смету. К таким вещам мы должны подходить максимально прагматично, а детей - с душой. Я не скажу, что сразу после упомянутых изменений в наших подходах Украина превратится в безбарьерную, но уверен, что тех барьеров значительно меньше.обра и мужества. Ярослав Грибальский, председатель Львовского областного отделения Украинского фонда «Реабилитация инвалидов», координатор проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» во Львовском регионе: - Хотя о программе «Безбарьерная Украина» знает каждый, но от этого наша страна не стала безбарьерной. Мы бы не хотели, чтобы исполнение соответствующего приказа Министерства образования и науки снова свелось к металлических конструкций на лестнице школ или в других примитивных вещей. Поэтому обращаюсь к директорам школ, учителей, к завхозов, которые хотят или имеют необходимость принять на обучение детей с особыми потребностями, - наступает период летних каникул и, соответственно, ремонтных работ. Заглядывайте в действующие нормативные документы, просчитывают, что нужно сделать, и тогда со всем будет легче справиться. Меня часто раздражает, когда говорят - нет денег. А когда спрашиваешь, сколько вам нужно средств для того, чтобы что-то сделать, отвечают - сколько дадите. А лучше - дайте много денег. Это нельзя считать нормальным подходом. Мы точно знать, что хотим сделать, и иметь соответствующий смету. К таким вещам мы должны подходить максимально прагматично, а детей - с душой. Я не скажу, что сразу после упомянутых изменений в наших подходах Украина превратится в безбарьерную, но уверен, что тех барьеров значительно меньше.

Читайте также:

+ Дом заброшенных детских сердец
+ Схема проезда на время ремонта улиц Збаражской и Митрополита Шептицкого
+ В Тернополе сгорело еще одно авто



  Кировоградский вестник — новости Кировограда оперативно, каждый день